d_34 (d_34) wrote,
d_34
d_34

Categories:

Традиционный образ Суворова и реальные портреты.

Оригинал взят у catherine_catty в Суворов. Традиционный образ и реальные портреты.

Обычно, говоря об Александре Васильевиче Суворове, мы представляем его таким: белые кудри, знаменитый хохолок, сухощавое лицо, твердый взгляд, шпага на бедре, знамена над головой. Сразу ясно этот человек – слава России.

Гравюра Н.И.Уткина. 1818


Хромолитография И.Л.Кушнерева по оригиналу Шмидта. 1900


Возможно, кому-то больше понравятся такой Суворов:

Н.-С.Фросте. 1834


Или же такой:

Гравюра. 1841


Ну, в самом крайнем случае, герой может выглядеть так:

К.К. Штейбен 1815


СТОП. Вернемся обратно и посмотрим на даты. Все эти гравюры и портреты сделаны ПОСЛЕ смерти полководца. Первые два гравированы по оригиналу И.Г.Шмидта (1800). Подозреваю, что следующие три имели тот же первоисточник.

Вот он, тот самый прижизненный портрет Суворова кисти Шмидта, который и послужил основой для рисунков и гравюр.

В Праге, в январе 1800 Суворов дал живописцу несколько сеансов, так что, надеюсь, изображение достаточно похоже. Обратите внимание, что гравюры несколько отличаются от портрета. На картине – очень немолодой, усталый, совершенно не героический человек. Если бы не ордена, нам и в голову не пришло, что это – прославленный генералиссимус. На гравюрах сразу видно: герой! Орел!

А что же другие художники? Неужели никто больше не хотел запечатлеть на полотне живую легенду? Конечно, хотели!

Д.Левицкий. 1786.


Неизвестный художник круга Левицкого.XVIII век.


Еще три анонимных полотна позапрошлого столетия:






Если я правильно понимаю ситуацию, то последний, третий портрет нарисован при Екатерине, но позже переписан: добавлен мальтийский крест.

Я.-П. Норблин. 1795
Француз по происхождению, он работал в Варшаве, поэтому Суворов, явно не мог расчитывать на его симпатию. Позицию художника понять можно. Ни французы, ни поляки особой любви к Александру Васильевичу не испытывали. Оно и понятно. Так что на рисунок без слез не взглянешь.


Но вот портрет того же, 1795 года. Неужели Карл Бекон (Бешон) тоже пристрастен? А уж тут Александр Васильевич отнюдь не выглядит красавцем. Даже на «приятного» не тянет.

Вряд ли это нарочито уродливый портрет, ибо он был довольно популярен, и существовали миниатюры, срисованные с него. Вот такая, например.


Миниатюра К.де Местра, 1799.

Пожилой человек. Седые волосы, тонкие запавшие губы, умные тоскливые глаза. Странная поза – взгляд через плечо. Не менее странная одежда. Александр Васильевич изображен не в мундире, не в придворном кафтане, - в рубашке, поверх которой надеты ордена. К сожалению, цветного варианта нет, и я могу опознать только мальтийский крест. Так вот, не смотря на такие романтические и все из себя красивые кадры и в голливудских, и в советских фильмах (художника по костюмам в «Гардемаринах» я бы удавила), мужчины в 18 веке по улицам в рубашках не ходили. Это – белье, появиться в котором в обществе считалось крайне неприлично. Примерно, как в наше время пойти в театр в одних трусах. Срам, конечно, прикрыт, но моветон. В мужской компании можно было раздеться до камзола или жилета, но не более. Нет, я верю, что с пьяных глаз делали, конечно, и не такое. Случалось, и голышом гуляли. Но, как мне помнится, Суворов вел трезвый образ жизни.

Посмотрим на еще один портрет этого периода. Австрийский живописец Крейцингер написал Суворова в 1799 году. Преображенский мундир времен Павла, андреевская лента, ордена. Вполне себе парадный портрет, никакого эпатажа.

Кстати, Д.Давыдов считал этот портрет самым похожим: "Вот почему не нравится мне ни один их его бюстов, ни один из портретов, кроме портрета, писанного в Вене во время проезда в Италию, да бюста Гишара, изваянного по слепку с лица после его смерти: портрет, искусно выгравированный Уткиным, не похож: он без оригинального выражения его физиономии, спящ и безжизненен".
Э-э-э... Это у меня крыша едет или здесь он на Фридриха Великого похож?

До кучи. Итальянская гравюра конца 18 века. Ну, что с них возьмешь, с итальянцев? Если бы не подпись под рисунком и не казак на втором
плане, я пробежала бы мимо, даже не подумав, что это – наш прославленный соотечественник.


Ну, а теперь, как говорил Крот в «Дюймовочке», посчитаем. Считаем только прижизненные изображения. Что мы видим? Сразу ПЯТЬ очень традиционных для XVIII столетия портретов: белый парик, кафтан, камзол, ордена, ленты, кресты. Немолодой человек, не уродливый, не красивый. Екатерининский вельможа. Ничего похожего на привычный образ Суворова. Два парадных портретов Павловского времени: мундир, треуголка, шпага, подзорная труба и опять же ордена. Тут не промахнешься, сразу ясно, что изображен крупный военный деятель. Но на Суворова лично я подумала бы в последнюю очередь. Рисунок Норблина если и не страшнее атомной войны, то весьма близок к этому. Миниатюр де Местра несколько странновата. И только ОДИН портрет (Шмидта) из ДЕСЯТИ более-менее соответствуют нашему представлению о Суворове.

Так что, наше представление неправильно? Вероятно, да. Сначала царскому, а потом советскому правительству по каким-то причинам было выгодно пропагандировать образ "Суворова с хохолком", героя, но в то же время немного чудаковатого старика, едва ли не юродивого. Нет, я верю, что временами он чудил. Но – с холодной головой. Почти все его выходки приходятся на павловское время. Ну, не скажешь же, в самом деле, императору в лицо, что только идиот мог ввести в конце 18 века в русской армии форму времен Фридриха Великого? А вот вырядиться в эту самую форме и потом развлечься от души, якобы никак не пролезая в дверцу кареты, поскольку мешает шпага, прицепленная сзади, - милое дело. И наказывать вроде не за что, и намек понят.
Кстати, когда надо, Суворов вполне мог и одеваться и вести себя прилично. Д.Давыдов вспоминает: «Мундир на нем был генерал-аншефский того времени, легкоконный, то есть, темно-синий с красным воротником и отворотами, богато шитый серебром, нараспашку, с тремя звездами. По белому летнему жилету лежала лента Георгия первого класса; более орденов не было. Летнее, белое, довольно узкое исподнее платье и сапоги. Доходящие до половины колена, вроде легких ботфорт, шпага на бедре.»

P.S. Как честный человек, выкладываю еще два портрета. Я не знаю, когда они были написаны. Вполне вероятно, что и они - несколько измененные копии оригинала Шмидта.




Все картинки "кликабельны".
Tags: Российская империя, Россия, интересное, история, картины, люди
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment