d_34 (d_34) wrote,
d_34
d_34

Category:

Борьба народных театров королевской Франции против запретов и ограничений

Привилегированные театры

«Камеди Франсез» - старейший во Франции театр, на сцене которого получали воплощение произведения французской драматургии. Он открылся во времена Людовика 14, когда приказом короля были объединены все французские драматические театры, работавшие в Париже с целью «сделать театральные представления, игравшиеся в Париже, более совершенными». Театр получил ежегодную государственную субсидию и монопольное право ставить на французском языке «пьесы серьезного драматического содержания».



Театр "Комеди Франсез"

На протяжении всего 18 века «Камеди Франсез» сохранял положение монопольного королевского драматического театра Парижа, тесно связанного с двором и аристократией. Его актеры именовались «ординарными актерами короля» и подчинялись четырем придворным сановникам, так называемым камер-юнкерам, которые по очереди управляли театром, сменяясь каждый месяц. Они ввели предварительный просмотр всех пьес, намеченных к постановке, часто вмешивались в распределение ролей и вопросы приема в труппу новых актеров. Помимо камер-юнкеров, в работу театра вмешивались и придворные сановники, имеющие в труппе своих фаворитов и особенно фавориток.
В своей книге «История театра» историк Мокульский пишет: «Эта система протекционизма порождала у актеров королевского театра угодливость по отношению к высшей знати».



Особое место среди привилегированных парижских театров 18 века занимал театр Итальянской комедии.

Сначала этот театр не имел строго определенного репертуара и исполнял одновременно комедии и комические оперы, но широкая публика постепенно охладела к спектаклям, так как итальянцы ставили их на своем родном языке.
Тогда итальянцы начали раздавать зрителям подробные либретто исполняемых комедий, а в дальнейшем в эти либретто были введены диалоги наиболее важных сцен, так что зрители могли следить за пьесой по ее переводу.



Людовик XV дал актерам титул «ординарных актеров короля», совпадавший с титулом актеров Французской Комедии и крупную денежную дотацию. Новое положение и титул обязывали итальянцев отказаться от фарса ради литературной комедии. Театр окончательно перешел на французский язык и стал настоящим французским театром.

Актеры привилегированных театров смотрели свысока на своих коллег из бульварных и провинциальных театров.

Ярморочные и бульварные театры


Уличный театр

Ярмарочные театры, в отличие от привилегированных, не обладали никакими правами и подвергались постоянным преследованиям. Их история – это история борьбы против запретов и ограничений, в процессе которой ярмарочные театры проявляли немалое упорство и изобретательность.


В конце 60х годов 18 века ярмарочные театры сменили бульварные. Именно там создавались новые жанры, изобретались новые сценические приемы, именно там ниспровергали аристократическую театральную эстетику, чтобы противопоставить ей ту, что выражала вкусы французской нации. Здесь происходила борьба третьего сословия за театр.

Еще со дня основания «Камеди Франсэз» запретил все ярмарочные зрелища, «в которых были элементы диалога и сценического действия». Это только привело к всплеску популярности бульварных театров, которые были уже не примитивными балаганами, а самыми настоящими театрами, для которых задачей первостепенной важности являлась задача находить пути обхода налагаемых на них запретов.

Вот пример такой борьбы за существование и хотя он относится к началу 18 века, все равно является довольно интересным. Далее - несколько цитат из книги Мокульского «История западноевропейского театра»:

« Когда театр Французской Комедии запретил ярмарочным театрам представление классических трагедий и комедий, они стали играть пьесы, в которых не соблюдались правила трех «единств», вроде пьесы Фюзелье «Похищение Елены, взятие и пожар Трои», где время действия доходит до десяти лет и перебрасывается из одного места в другое.

Королевские актеры спохватились и запретили ярмарочным комедиантам вводить в спектакль диалог.
В ответ на это запрещение был создан жанр «пьес-монологов» (например, «Арлекин — невежественный ученик»), в которых говорил только один актер, а другие отвечали ему жестами; иногда давалось подобие диалога, которое заключалось в том, что один из собеседников произносил свои реплики из-за кулис.



Бродячий театр

Но и эта уловка ярмарочных комедиантов не удалась: новый указ запретил им вообще говорить со сцены.
Так как запрещалось говорить по-французски, то ярмарочные актеры попробовали пользоваться различными жаргонами. Но и эта уловка кончилась для них плохо: в 1708 году парламент распорядился прекратить их спектакли и даже разрушить театральные здания, в которых они играли.


Некоторые ярмарочные труппы продолжали давать спектакли, несмотря на указ парламента. В ответ на это театр Французской Комедии организовала сожжение их театра. Самоуправство не прошло даром королевским актерам, которые были присуждены к уплате штрафа в шесть тысяч ливров.

Вскоре после этого случая был изобретен новый жанр пантомимы-пародии, в которой актеры произносили трагическим тоном галиматью, звучавшую наподобие александрийских стихов, пародируя тем самым напыщенную декламацию «римлян» (так они называли королевских актеров).
Последние пожаловались королю, который запретил ярмарочным театрам исполнять какие бы то ни было пьесы.



Ярмарочный театр

Положение было почти безвыходным, но ярмарочные театры нашли новую лазейку. Они начали ставить «пьесы в надписях» (pieces a ecritaux). На плакатах большими буквами был написан весь тот текст, который нужно было сообщить зрителям. Позже такие афиши-плакаты спускали с потолков на блоках и на них писались не только реплики, но и имена произносящих их лиц. Часто текст был заменен рифмованными куплетами, которые распевались самой публикой на популярные мотивы. Показ плакатов сопровождался пантомимической игрой».

Одной из особенностей ярмарочного театра были соединение слова с музыкой, пением, танцами и клоунадой. Нужно сказать, что это было очень яркое и жизнерадостное зрелище, здесь устанавливался контакт между зрителем и актером, что являло собой разительный контраст с напыщенной и торжественной обстановкой в залах привилегированных коллег.

Перед революцией все больше и больше начал нарастать протест против системы монополий. Заговорили о создании Второго Французского театра, которым хотели сделать «Забавное варьете». Несмотря на протесты «Камеди Франсез», директорам «Варьете» даже удалось перевести помещение в Пале-Рояль,

В годы перед революцией, театр начал приобретать новых зрителей. Если раньше партер заполнялся почтенными буржуа и литераторами, то в восьмидесятые годы эти зрители постепенно перешли в ложи, а партере располагались рабочие, ремесленники и студенты.
Новые зрители горячо принимали спектакли, нередко оказывая влияние на художественное (и умственное) развитие актеров. В это время бульварные театры увлекаются героической пантомимой, которая заменяет место комической. Сюжеты героических пантомим были весьма разнообразны: исторические, мифологические, сказочные и даже современные.



Народный театр на бульваре дю Тампль

Мерсье пишет: «Всего удивительнее то, что угольщики и рыночные торговки рукоплещут именно там, где нужно, в красивых и даже тонких местах. Видимо, они чувствуют их совершенно так же, как самое избранное общество. Факт этот оспаривали многие, но я говорю это на основании опыта: высокохудожественные места никогда не проходят без аплодисментов».

Хотя привилегированные театры Парижа и принимали демократическую публику в свои залы, но не шли навстречу ее требованием, оберегая свою сцену от пьес буржуазного репертуара. Публика, в свою очередь, сильно охладела к театру, который, считая себя хранителем высокого искусства, не отвечал ее требованиям и переживаниям. Буржуа, ремесленники и рабочие предпочитали бульварные театры.

https://club1789-1794.livejournal.com/1659.html
Tags: Франция, искусство, история, культура, общество
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments