Многим памятна слова песни из старого советского кинофильма "О бедном гусаре замолвите слово", исполненной Станиславом Садальским:
"О бедном гусаре замолвите слово
Ваш муж не пускает меня на постой.
Но женское сердце, нежнее мужского
И сжалится может оно надо мной.
Я в доме у Вас не нарушу покоя
Скромнее меня не найти из полка
И если свободен ваш дом от постоя
То нет ли и в сердце у вас уголка".
Музыку для романса сочинил Андрей Петров, слова же принадлежат неизвестному автору XIX века, по некоторым данным, Денису Давыдову.
В них обращает на себя внимание интересное выражение "дом свободен от постоя". Такое же выражение видим на известной знатокам Москвы табличке на воротах дома №17 по улице Маросейка (см. фото выше). И еще в добавок там что-то малопонятное для современного читателя: "Мясниц. час. 3-го кварт".
О какой же свободе же идет речь в обоих случаях?
Речь идет о свободе от постоя солдат и офицеров армии. Дело в том, что с XVIII веке и до 1874 г. в Российской империи существовала постойная или квартирная повинность, то есть обязанность населения предоставлять войскам помещения для проживания в местах временной или постоянной дислокации армии.
Повинность эта тяжелым бременем ложилась на население и доставляла массу неудобств как крестьянам, так и городским обывателям. Армейские, предоставленные сами себе в свободное от военных действий и маневров время, часто пьянствовали, вымогали у хозяев провиант, шумели, нещадно жгли дрова, портили хозяйских девок и жен и т.п.
Герой сказки "О том, как солдат из топора кашу варил". Хозяева принимавшие солдат на постой, не обязаны были кормить солдат. Но солдатская смекалка всегда побеждала. |
В конце XVIII века при императоре Павле I появилась возможность легально откупиться от незваных гостей путем внесения денежных средств на строительство армейских казарм.
Надпись «Свободен от постоя» разрешалось делать владельцам домов, уплатившим соответствующий денежный взнос. Она означала, что в этом доме не разрешалось размещать на постой офицеров и солдат.
Что касается последней строки надписи ("Мясниц. час. 3-го кварт"), то это есть ни что иное, как часть адреса дома.
По старой адресной системе, существовавшей до 1908 г., в вывесках указывались не название улицы и номер дома, а название полицейской части (в конце XVIII века их в Москве было 14), номер квартала в ней, и номер дома в квартале. Номер дома не сохранился, но он известен: дом №321. Подобных старых адресных вывесок в Москве сохранилось всего несколько. А надпись "Свободен от постоя" и вообще одна.
П.А. Румянцев Задунайский |
У дома №17 по Маросейке за более чем два столетия истории было много хозяев. Самым известным из них был фельдмаршал граф Петр Александрович Румянцев (Задунайский), прославившийся победами в Семилетней войне и в войнах с Турцией. Он купил дом в 1793 г.
Табличка с надписью "свободен от постоя" появилась при его сыне, Николае Петровиче, основателе Румянцевского музея.
В настоящее время в доме размещается посольство республики Беларусь.
https://nickfilin.livejournal.com/144032.html