d_34 (d_34) wrote,
d_34
d_34

Categories:

"Немец" на Тихом океане

0_18f25d_ab7c7e9b_orig.jpg

Если бы граждане 3-его Рейха, отдыхающие на палубе этого парохода в круизе по норвежским фьордам в конце 1930-х годов, внезапно провалились бы в дыру во времени и перенеслись на 10 лет вперед, то их бы поразил не только флаг на корме, но и внезапные камчатские пейзажи. Должно быть не меньшее удивление и интерес вызывали позже у пассажиров линии Владивосток – Петропавловск-Камчатский то тут, то там встречающиеся на этом же судне надписи на немецком языке.


Лайнер "Азия" Дальневосточного морского пароходства, после войны вставший на наши тихоокеанские линии - единица "репарационного" флота, полученного СССР по итогам Второй мировой войны, в недолгую свою бытность германским пароходом, успел стать свидетелем многих известных событий и являлся хоть и не прямым, но всё же конструкционным родственником ставшему печально знаменитым в позднем СССР советскому "Титанику" - "Адмиралу Нахимову" (катастрофа в Черном море в 1986). В облике этих судов прослеживается характерная линия дизайна, строились они примерно в одно время и на одной верфи.

2741461.jpg
Белый пароход в бытность свою "Немцем".

Тип этих судов вступил в строй еще до Первой мировой, когда для работы на трансатлантических линиях (пассажирских авиарейсов тогда еще не было) северогерманский Ллойд ввел в строй четыре судна класса Сьерра. Этот флот должен был обеспечить германской компании конкурентоспособность в транспортировке эмигрантов и пассажиров, совершающих деловые поездки в Южную Америку.
Предусматривалось, что впервые на этих судах пассажиры третьего класса самогут за небольшую плату плыть в четырёх- восьмиместных каютах (что особенно подходило семьям эмигрантов), в то время как ранее на этом направлении они размещались исключительно в больших общественных залах.
Благодаря этим четырём судам "Norddeutscher Lloyd" смог снова установить и поддерживать 14-дневную пароходную связь между Бремерхафеном и Ла-Платой. Уже в апреле 1914 года компания сообщила, что несмотря на конкуренцию на линиях, продажи мест на Ла Плата выросли благодаря четырём новым судам, которые хорошо прижились на данной линии.


1581653.jpg

По результатам Первой мировой войны Германия лишалась всех судов свыше 1600 регистровых тонн и половины всего флота от 100 до 1600 рег. тонн. Для возобновления деятельности на трансатлантических линиях "Norddeutscher Lloyd" во времена Веймарской республики заново строит крупные пассажирские суда.

Пассажирский пароход "Sierra Morena" введен в эксплуатацию 10 октября 1924 и стал третьим по счету судном в своей серии. В начале своего пути Sierra Morena, будучи не фешенебельным лайнером, выполняла роль перевозчика для тысяч европейцев, решившихся пересечь океан по делам или в поисках лучшей жизни в Южной Америке. С 1928 года начались редкие туристические (круизные) рейсы.

e905ae342919336fb8ac6d87a9c.jpg

Минуло 5 лет и в Берлине воцарился Адольф Гитлер. В рамках заботы о нации при нем была организована судоходная компания - подразделение туристической организации Kraft durch Freude Reisen (KdF), являвшейся, в свою очередь, подразделением Deutsche Arbeitsfront (DAF), которая для организации морских путешествий германских граждан приобрела и взяла в аренду несколько практичных пароходов с приличной вместимостью.

По началу суда компании сохраняли деление пространства на классы, но вскоре, из-за конфликта между пассажирами (равенство в массы!) руководством DAF было принято решение организовать одинаковое для всех пассажиров пространство единого класса.


Бергенские шхеры. "Дрезден" 17 000 тонн водоизмещением на камнях. 07.08.1934
Таким его увидели и запечатлели на фото участники первого советского яхтенного похода вокруг Скандинавии.

Огромный интерес к круизам в Германии вызывал пополнение флота новыми судами и расширение географии круизов. В июне 1934 пароход "Dresden", который выполнял круизные рейсы KdF, оказался на скалах в Норвегии. Немецкий трудовой фронт зафрахтовал, а потом и выкупил "Sierra Morena", переименовал его в Der Deutsche (Немец) и отправил его в море, как одноклассное судно на 1000 пассажиров.

0_18f260_49bc69d_orig.jpg

0_18f262_319c4248_orig.jpg

0_18f261_cf9bc739_orig.jpg
Один из участников круиза KdF в Норвегию на пароходе "Robert Ley" запечатлел встречу с "Der Deutsche" в норвежском фьорде.

Но наступали другие времена и другие задачи. В марте 1939 года "Der Deutsche" был использован вместе с другими судами KdF (включая свежие Wilhelm Gustloff и Robert Ley) для возвращения из Испании Legion Condor. Этой же осенью после польской компании в связи с разрушеннием мостов через Вислу, флот Kdf привлекается к морскому сообщению с Восточной Пруссией.

Затем "Немец" участвовал в репатриации балтийских немцев в рейх. К концу года более 50 000 немцев из Латвии и около 14 000 из Эстонии переселились в недавно присоединенные за счет Польши земли.

kdf-beach01s-e1437754229775.jpg

В конце войны "Der Deutsche" использовался в качестве транспорта при эвакуации из восточных районов Германии. 3 мая 1945 года в районе острова Феймарн его настигла союзническая бомба и, получив повреждения, корабль выбросился на мель.

82202.jpg
Пароход "Азия". Порт Владивосток. 1950

18 марта 1946 г. согласно решения тройственной комиссии о разделе судов, "Der Deutsche" был отдан СССР. После капитального ремонта, 9 июня 1950 пароход принимается комиссией «Совторгфлота» и Регистра СССР. Бывший немецкий лайнер получает название "Азия" и идет к новому месту приписки – порту Владивосток. Во время ремонта и перестройки пароход лишился одной трубы и корпус судна перекрасили в черный цвет.

_2_20100920_1525195375.jpg
Пароход "Азия". 1957. Камчатка

Пережив еще одну модернизацию в 1959 году, "Азия" исправно служила на линии Владивосток - Петропавловск-Камчатский, и позже, Находка - Нагаево (Магадан) до 1970 г.

https://pogo-on-air.livejournal.com/1410074.html
Tags: Вторая мировая война, Германия, СССР, история, корабли, транспорт, флот
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments