d_34 (d_34) wrote,
d_34
d_34

Categories:

Пропавший посол



Царский посланец Данила Исленьев пропал в Стамбуле в 1595 году. Точнее, известно, что в Стамбул он был послан с миссией из двух поручений. Ему было поручено передать грамоту и жалование терновскому митрополиту за службу в Москве, а также отвести одного паренька константинопольскому патриарху, для обучения греческому языку.
Но, как это часто бывает, не совсем точные сообщения переходят из справочника в справочник, чему очень помогают бесконечные перепечатки в интернет ресурсах. На самом деле все было не совсем так.


В конце шестнадцатого века при царе Федоре Иоанновиче российское государство заметно укреплялось. С ним стали серьёзно считаться и в Европе, и на Востоке. Что касается последнего, то там точно Россия поддерживала, вернее, очень старалась поддерживать, мир. Турция втянулась  в тяжелую войну с Австрией , в которую, как в водоворот все время втягивались и другие страны. особо старались затащить туда и Российскую империю. Но она сопротивлялась. В 1595 году откупились отправкой пушного "вспомошествования" против турков тысяч на сорок в рублях. Но постоянно поддерживали обмен посольствами и с Турцией.

В  апреле 1592 года в Стамбул был отправлен Г.А. Нащокин с миссией дружбы к султану Мураду. Доехал он до места только в феврале 1593-го. Султаном был принят, выслушан, вручил богатые  подарки. Об этом Нащокин подробно отписал, также, как и о восстании "спагов", оттоманской конницы из янычар в те дни.
Вернулся он из Турции в компании посла от султана Резвана чеуша. Султан доносил до царя своё беспокойство набегами казаков, опасаясь, не стоят ли за ними некие намерения официальной власти?

А вот в июле 1593 года Резван и Данила Исленьев вместе отправляются в Константинополь.
Никаких поручений к султану у Данилы не было. Как не было грамот или писем к официальным властям.

Паралельно политическим событиям, шли изменения к лучшему и в религиозной сфере. Ещё в 1589 году при личной встрече с константинопольским патриархом Иеремией Борис Годунов  смог убедить его в необходимости создания Московской Патриархии. 26 января 1589 Иеремия возвел митрополита Московского Иова в достоинство патриарха.  А вот собор православных патриархов, собранный в Константинополе, утвердил эти решения в 1590 году.
Посланный константинопольским патриархом митрополит Дионисий с этой доброй вестью попал в Москву прямо в день пожаров- 24 мая 1591 года. То-то , небось, страху натерпелся. Он провел в Москве довольно много времени, отлаживая на первом этапе работу нового Московского патриархата.

Именно за это ему и вез деньги и грамоту Данило Исленьев.

В те времена в константинопольском патриархате творились дела более чем суровые. Власть захватил самопровозглашенный патриарх Феолент. Иеремию выслали в ссылку на остров Родос. Его самый активный защитник - Никифор Параскес Кантакузин.
За свою активность он был отправлен тем же путем, но сбежал из-под надзора, поднял смуту, добился решения о возвращении Иеремии, сохранил все артефакты из разграбленной турками церкви Памакаристос, переделанной тогда же в мечеть Фетийе. Ему удалось выкупить на российские деньги, привезенные Иеремией, здание церкви Целительницы и обосноваться там.

Низложенный патриарх и его окружение добилось признания Иеремии шпионом турецкого султана! А ведь именно к нему и Дионисию направлялся Данило Исленьев! Скорее всего никакой султан Мурад его не задерживал. А вот в переделку церковных распрей он несомненно попал.
И, вполне возможно, был сослан вместе с Иеремией, которому вез подростка для обучения. Иеремия погиб мученической смертью от голода. Позже был канонизирован. А вот о дворянине Даниле Исленьеве нет никаких сведений. А роду он был крепкого, одного происхождения с Аксаковыми, Воронцовыми, Вельяминовыми.


https://jannasaban.livejournal.com/356030.html
Tags: Россия, Турция, история, люди, тайна
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments