d_34 (d_34) wrote,
d_34
d_34

Category:

Рождение "Чужого". Часть 3

Начало: Рождение "Чужого". Часть 1 - Д-34 , Рождение "Чужого". Часть 2 - Д-34



Съемочный сценарий

После основательных доработок и сведения вместе всех идей, летом 1978 года был представлен новый сценарий,  который и лег в основу картину. Основные его отличия от итогового фильма:


*На корабле пришельцев все еще не было никаких мертвых инопланетян – только пустое яйцо чужого и автоматический механизм который все эти годы передавал сигнал (кстати, Даллас отключал механизм). К счастью, Ридли Скотт сумел настоять на создании декорации Космического жокея, которая стала одной из визитных карточек фильма.



Космический жокей в представлении Жана Жиро.



И каноничная версия Гигера.

*По пути к кораблю астронавты останавливась под скалой странной формы чтобы переждать бурю. Когда они уходили, мы (глазами Эша) видели что это 5 метровый окаменевший пришелец.

*В сценарии все еще был секс между Рипли и Далласом. Саму сцену так и не сняли, но Сигурни Уивер участвовала в ее экранном тесте с актером Рэем Хассетом.


*Расширенный монолог Эша, который был восхищен тем, что ему довелось наблюдать новую ступень эволюции, столкновение двух видов из которого может выйти всего один победитель. Его не заботила мораль, лишь наблюдение за этой битвой и получение нового знания. Что касается корабля пришельцев, то Эш объяснял что Компания засекла инопланетный сигнал и давно расшифровала его. Когда-то пришельцы тоже приземлились на этой планете, нашли на ней яйца, один из них подобно Кейну заразился, после чего Чужой убил всех членов экипажа. Перед отключением Эш говорил:

ЭШ
Может оно разумно? Может вам стоит установить с ним контакт?

РИПЛИ
А ты пытался?

ЭШ
Пусть некоторые мои секреты умрут вместе со мной.

*Ламберт предлагала перестать бороться и покончить с собой с помощью яда.

*Концовка с альтернативной схваткой Чужого и Рипли была близка к начальной версии  О`Бэннона.

Стоит отметить, что Скотт отснял достаточно много материала который в итоне не вошел в фильм (черновая версия длилась свыше трех часов). Но большую его часть составили моменты, которые были были мало пригодны для фильм - разные дубли (а Скотт любил делать их в большом количестве), обрывки диалогов, разные ракурсы Чужого, в которых он был все же больше похож на человека в костюме. Несколько моментов были вырезаны в угоду рейтингу – например отснятая сцена смерти Бретта была намного длиннее, чем в экранной версии.


Удлиненная сцена убийства Бретта. Но Скотт планировал сделать ее еще более длинной и мучительной.



А вот так эта сцены выглядела в Ридлиграммах - Чужой вырывал сердце из груди Бретта. Нашедшие его труп астронавты вспоминали аналогичную дыру в теле Космического жокея.

Для ускорения действия также была вырезана линия с ограниченным запасом кислорода для экипажа. От прочей части сцен пришлось отказаться из-за нехватки бюджета – например эпизод с разгерметизацией был отснят лишь частично.Жертвой бюджетных сокращений стала  и финальная сцена, где Чужой и Рипли вылетали из спасательной шлюпки.







Раскадровки этого эпизода.

Вообще, весь т.н. "четвертый акт" фильма чуть не был вырезан из-за желания сэкономить – некоторые студийные чиновники считали что фильм вполне можно закончить и сценой уничтожения Ностромо. Но к счастью, финал удалось отстоять - в связи с этим широко известна история о том, что Скотт хотел закончить фильм сценой где бы Чужой откусывал Рипли голову и ее голосом отправлял сообщение на Землю. Но на самом деле это была просто высказанная вслух идея режиссера -  никто из членов съемочной группы ее не поддержал и потому она не подвергалась дальнейшее проработке.


Еще один любопытный эпизод предполагал выход Паркера и Бретта в космос для ремонта корпуса Ностромо. Скотт предложил эту идею для того, чтобы зрители смогли лучше представить размеры корабля. Рон Кобб даже спроектировал дизайн небольшого транспортного средстав, на котором астронавты должны были перемещаться вдоль корпуса Ностромо. Эту сцену тоже пришлось убрать по бюджетным причинам.


Несколько сцен позже были восстановлены и вошли в режиссерскую версию 2003 года (хотя Скотт потом умудрился всех потроллить заявлением о том, что на самом деле считает режиссерской версией ту, что вышла в 1979 году – а эта так, выпущена по сути ради денег) – например эпизод с прослушиванием инопланетного сигнала и сцена где Рипли находила Далласа и сжигала его. Удаление этого эпизода из театрального релиза кстати открыло дорогу для сиквела Кэмерона - ведь жизненный цикл Чужих так и не получил своего логического завершения.

Битва за сценарий

Что же касается О`Бэннона, то он, как упоминалось выше, не был в восторге от многих изменений.  О`Бэннон вообще относился к тому типу авторов, которые до последнего готовы отстаивать свое видение и не склонны идти на компромиссы, что в дальнейшем сослужило ему далеко не самую добрую службу. Продюсеры отвечали ему “взаимностью” – например, пытались запрещать ему смотреть отснятый материал и не пускали на съемочную площадку.

В итоге, по завершении съемок О`Бэннон получил письмо от студии о том, что в титрах фильма авторами сценария будут указаны Дэвид Гайлер и Уолтер Хилл. О`Бэннон пошел на принцип и подал на арбитраж Гильдии сценаристов. По словам О`Бэннона, над заявлением на арбитраж  он работал более усердно, чем собственно над самим сценарием "Чужого".  В итоге, он выиграл разбирательство и по решению Гильдии был заявлен в титрах  фильма как единственный автор "Чужого".

Но история на этом не закончилась – в течении нескольких лет Уолтер Хилл раздавал интервью, в которых утверждал что именно он является автором "Чужого", а О`Бэннон по сути украл у него сценарий. Все завершилось лишь тогда, когда О`Бэннон пригрозил подать на Хилла в суд, после чего он больше не распространялся на эту тему. Кстати, что интересно, Хилл, в отличии от О`Бэннона и Гайлера, практически не участвовал в съемках ныне ставших классическими документальных фильмов о создании саги про Чужих которые вышли в качество допов к DVD-изданию 2003 года (и позже были переизданы на Blu-ray), и таким образом не воспользовался возможностью высказать свое мнение по этому поводу.

Еще один конфликт возник в 1981 году, когда некий Джек Хаммер попытался подать на О`Бэннона в суд, утверждая что тот украл его сценарий. И снова ему удалось отстоять свое имя, доказав что он написал свой сценарий на полгода раньше чем Хаммер.

Эпилог

Во всех этих спорах невозможно разделить стороны на черную и белую – каждый был в чем-то одновременно прав и  не прав.  Не борись О`Бэннонн так сильно за свое творение – мы бы не увидели ни сцены с Космическим жокеем, ни ряда других интересных моментов. Да и кто знает, как бы в конечном счете выглядел Чужой, не покажи он Скотту сборник работ Гигера? С другой стороны, не приди в проект Гайлер и Хилл, мы бы не увидели линии с Эшем, а Чужой вряд ли смог бы выбраться за рамки фильма "категории Б". По сути, именно из этих споров и противоречий в итоге и вырос тот Чужой, который так полюбился зрителям по всему миру.

Но стоит отметить, что если смотреть на всю эту ситуацию с точки зрения эволюции франшизы, то можно обратить внимание на то, что ее условный закат начался именно после того, как  она лишилась сильных авторов, способных отстоять свое мнение перед продюсерами (говоря про сильных, я имею в виду не их литературные таланты, а именно возможность продавить свою точку зрения и послать продюсеров в одно место без страха быть уволенным). История с созданием “Чужого 3” является отличным тому подтверждением – ибо там Гайлер с Хиллом будто бы решили отомстить за все свои обиды и меняли сценаристов и режиссеров как перчатки.

Что же касается Дэна О`Бэннона, то пускай и спустя годы, но он все же получил признание со стороны публики как автор Чужого. Но его карьера в дальнейшем сложилась не так успешно как могла бы – частично в этом был виноват его тяжелый характер, который после всех этих тяжб стал еще хуже (так, некоторые журналисты рассказывали, что во время интервью он постоянно грозил подать на них в суд если те исказят хоть одно его слово), частично тот факт что он пошел на открытый конфликт с продюсерами, что не особо ценится в Голливуде. К работе над сиквелами Чужого его больше не привлекали, а многие его другие сценарии подвергались серьезным переписываниям, которые порой полностью искажали их первоначальую суть. Так скажем его драфт “Голубого грома” был радикально перекроен – и главный герой из спятившего полицейского который угонял вертолет и начинал разрушать город превратился в борца с коррупцией.

В 2009 году Дэн О`Бэннон умер от болезни Крона. По иронии судьбы, именно ее первые симптомы немало поспособствовали созданию сцены рождения Чужого, навеки обессмертившей его имя среди всех поклонников фантастики.



https://kiri2ll.livejournal.com/22679.html
Tags: США, ТВ, видео, искусство, история, кино, культура, фильм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments