d_34 (d_34) wrote,
d_34
d_34

Categories:

Рождение "Чужого". Часть 2

В первой части  Рождение "Чужого". Часть 1 - Д-34 рассказывалось о создании начального сценария “Чужого”.

Теперь речь пойдет о том, как этот сценарий был продан, какими перипетиями сопровождался производственный процесс и в чем суть конфликта, возникшего между Дэном О`Бэнноном и продюсерами ленты, которых он с тех пор называл не иначе как “шакалами”.



Поиск покупателей

Итак, в августе 1976 года Дэн О`Бэннон и Рональд Шусетт приступили к поиску покупателей для своего сценария. Они предлагали его разным студиям, продвигая свою работу как “Челюсти в космосе”, но никто из мэйджоров не был на тот момент заинтересован в такой ленте.
Наконец, после ряда переговоров, молодых авторов ждал успех – студия  “короля фильмов категории Б”
Роджера Кормана заинтересовалась сценарием и выразила готовность не только купить его но и выделить 750 000 долларов на постановку ленты. О`Бэннон планировал лично заняться режиссурой а Шусетт должен был спродюсировать картину.


Парни были весьма довольны своим результатом и собирались заключить сделку. Не возьми они тогда пару дней на раздумья, “Чужой” в итоге был бы снят по выражению самого О`Бэннона “за пару недель на складе” и вряд ли сейчас кто-нибудь вспомнил бы этот фильм.


В 1981 году Корман кстати спродюсировал малобюджетный рип-офф Чужого под названием "Галактика ужаса". Что интересно, над созданием спецэффектов для этой ленты трудился никто иной как Джеймс Кэмерон.

Но все изменила случайная встреча сценаристов с школьным приятеля Рональда Шусетта, независимым режиссером по имени Марк Хаггард. Узнав про сценарий, он попросил его для ознакомления и буквально вечером того же дня перезвонил Шусетту и попросил не подписывать сделку с Корманом, потому как он сможет найти для него лучшее предложение.

Хаггард был знаком с Уолтером Хиллом и дал ему сценарий. Хилл показал сценарий своим деловым партнерам Дэвиду Гайлеру и Гордону Кэрроллу, вместе с которыми он недавно основал компанию "Брэндивайн". После раздумий, они решили что игра стоит свеч и обратились за поддержкой к президенту студии "20 Век Фокс" Алану Лэдду Мл. , с которым у них были достаточно хорошие отношения. Заручившись согласием Лэдда, Хилл и  Гайлер заключили сделку с О`Бэнноном.

Но О`Бэннон с Шусеттом недолго праздновали успех. Практически с самого начала отношения между ними и Гайлером с Хиллом не сложились. Во многом сказывалось то, что с одной стороны у продюсеров не было абсолютно никакого опыта работы с фантастикой, а с другой стороны сам О`Бэннон был достаточно сложным человеком, не склонным идти на компромиссы и уступать. Возможно, свою роль сыграло и то, что студия нанесла удар по честолюбия О`Бэннона, указав что предпочла бы видеть в кресле режиссера Уолтера Хилла – человека, который по его собственным словам терпеть не мог фантастику.

Практически сразу же начались переписывания сценария. Первой жертвой стали имена персонажей, которые по словам О`Бэннона, Хилл буквально возненавидел. Затем Гайлер с Хиллом начали избавлять от некоторых других фантастических элементов – например инопланетного космического корабля, описания планеты на которую садились астронавты, а также упоминания звезды Дзеты Сетки (вместо этого, действие происходило в некой “Пятой галактике”).

С другой стороны, было бы неправильно говорить что продюсеры не привносили ничего полезного в проект. Так, они придумали крайне важный подсюжет, сыгравший огромную роль в дальнейшей судьбе франшизы: Гайлер с Хиллом ввели в действие седьмого пассажира, андроида Эша, который работал на неназванную Компанию.


Так в фильме появился социальный подтекст, по сути определивший в каком направлении будут развиваться сиквелы. О`Бэннон кстати так и не смог заставить себя признать это дополнение, считая что оно не привносило ничего полезного в сюжет и разрушало выстраиваемую им атмосферу саспенса – хотя в своем мнении он остался в гордом одиночестве - даже Рональд Шусетт оценил этот вклад Гайлера и Хилла.

Сценарий Хилла и Гайлера

Итак, чем, помимо привычных имен и наличия Эша, переписанный Гайлером и Хиллом сценарий отличался от начальной работы О`Бэннона?

Экипаж космического корабля Ностромо, который перевозит метан, получается сигнал SOS и садится на некой неизвестной планете в “пятой галактике”. На ее поверхности, астронавты обнаруживают заброшенный земной звездолет, испещренный изнутри выстрелами от лазеров. В кресле управления находится скелет человека, которого герои быстро нарекают космическим жокеем. Останки других 6 членов экипажа найти не удается.  Когда стихает пылевая буря, астронавты замечают неподалеку 100 метровый  цилиндр красного цвета, который как выясняется построен людьми.


Черный звездолет и цилиндр. Концепт Рона Кобба.

Астронавты взбираются на верхушку цилиндра, после чего Кейн спускается через проем вниз сооружения, находит там яйца, и вскоре на него прыгает лицехват....


Концепт Криса Фосса.

Чужой в этой версии имеет некоторые отличия от О`Бэноновского видения. Во-первых, раны на его теле мгновенно регенерируют. Во-вторых, ему не страшен огонь – в сценарии есть сцена, где Даллас в упор стреляет в него из огнемета, но тот не обращает никакого внимания на пламя и хватает капитана.


Этот концепт является частью так называемых Ридлиграмм - рисунков Ридли Скотта, который стремился продемонстрировать продюсерам свое видение будущего фильма.

В-третьих, в этом сценарии у Чужого есть название – Эш нарекает его термином “Encephalopod”. В четвертых, сцена где Чужой проникает в пищевое хранилище теперь происходит после того, как он убивает Бретта – и потому становится совершенно непонятно за счет чего пришелец так быстро вырос. Кстати, в отличии от фильма Чужой нападает на Бретта когда он находится в составе группы, а не идет в одиночку искать кота. Из остальных заметных отличий второго акта:

*Между Рипли и Далласом была сцена секса.

*Cцена с разгерметизацией все еще присутствует, но теперь Чужого спасает Эш, включая сирену, что позволяет тому вовремя выпрыгнуть из шлюза.


Еще немного Ридлиграмм.

*Даллас подозревает Эша в том, что он саботирует их попытки избавиться от Чужого.


*После уничтожения Эша, Рипли больше не пробует включить его.

*Рипли выясняет, что неизвестная планета была испытательным полигоном людей, а Чужой – опытный экземпляр наступательного биологического оружия. К большому сожалению, Хилл не приводит больше никаких объяснений насчет того, откуда взялись яйца (были ли они найдены, или же Чужих создали генетики), куда делся весь персонал с полигона, почему их разводили в цилиндре, и зачем Чужого вообще пытались доставить на Землю таким способом.

Еще одна Ридлиграмма - труп Кейна бьется о наблюдательный купол.

Что касается третьего акта, то он практически дословно повторял сценарий О`Бэннона, просто с переименованными персонажами. В наличии был труп Кейна бьющийся о наблюдательный купол, использование Чужим Паркера в качестве живого щита от огнемета, финал на спасательной шлюпке и 250 лет полета до Земли. Единственное отличие – отсутствие финального кадра с прикрепленным к спасательной шлюпке яйцом Чужого


Концепт Жана Жиро.

Отдельно хочу рассказать про характерный стиль Хилла. Он не разбрасывается словами и описаниями и начинает каждое предложение (даже если оно состоит из одного слова) с новой строки. В результате блоки описания действия в его сценарии выглядят таким вот странным образом:

ИНТEРЬЕР. КОРРИДОР.
Позже.
Мертвый Кейн все еще сидит в кресле.
Кроме него в комнате никого нет.
Заходит Ламберт.
Затем Паркер и Бретт
Затем Рипли
И наконец Даллас

Когда Дэн О`Бэннон прочитал этот сценарий (что в общем-то произошло случайно, поскольку продюсеры держали его в тайне), вспыхнул серьезный конфликт. Дело в том на титульной странице в качестве авторов стояли имена Хилла и Гайлера. С тех пор, каждая из сторон придерживалась своей версии – Хилл с Гайлером позже утверждали, что с самого начала они посчитали сценарий О`Бэннона “ужасным”, и купили его лишь из-за сцены рождения Чужого, после чего полностью переписали работу – и следовательно основной вклад в создание Чужого принадлежит им.
Версия О`Бэннона заключалась том, что продюсеры изначально задумали лишить его прав на свое творение, пытаясь с помощью пары хитрых приемов (вроде замены имен персонажей) выдать переписанный материал за свою оригинальную работу. Спор затянулся и формальную точку в этой истории поставил лишь арбитраж Гильдии сценаристов – но об этом чуть позже.


Запуск фильма в производство. Приход в проект Ридли Скотта

Пока происходили эти конфликты, в мире кинематографа произошли огромные потрясения – в прокат вышли “Звездные войны”. Совершенно внезапно для Голливуда космическая тематика вновь стала считаться крайне выгодным вложением средств. Поскольку, благодаря “умелому” менеджменту и попыткам сэкономить, студия 20 Век Фокс умудрилась оставить за Джорджем Лукасом все права на “звездную” франшизу, то теперь руководство студии отчаянно искало хоть какой-то проект космической тематики. Единственным сценарием к "космосом" готовым к запуску в производство был именно  “Чужой”.

После этого события стали развиваться крайне быстро. Под картину был выделен бюджет в 4.2 миллиона долларов – но поскольку к тому моменту Уолтер Хилл внял голосу разума и понял, что не потянет фантастику, кресло режиссера стало вакантным.
После просмотра ряда кандидатур (кто-то просто отказывался от предложения заняться фильмом, кто-то планировал снять его как обычный ужастик категории Б – а несмотря на все конфликты создатели были едины в мнении о том, что фильм надо снимать как первоклассную картину) пост режиссера в итоге получил
Ридли Скотт, который  к тому моменту снял свыше 2 500 рекламных роликов и только-только дебютировал в кинематографе с лентой “Дуэлянты”.



Ридли Скотт на съемках Чужого.

Скотт вскоре представил свои Ридлиграммы, которые так впечатлили студию, что она не задумываясь увеличила бюджет в 2 раза. Когда встал вопрос об облике Чужого, О`Бэннон показал Скотту поразивший его сборник работ Г.Р. Гигера под названием Necronomicon.


Рисунки поразили режиссера и он незамедлительно нанял швейцарского художника для создания облика пришельца. Но в итоге Гигер перевыполнил изначальный план, и занимался также дизайном инопланетного космического корабля, лицехвата и яиц.


Кстати, кожа Чужого изначальна должна была быть прозрачна: предполагалось что зрители смогут увидеть его скелет и кровеносную систему. Но создание такого костюма оказалось крайне сложной задачей и в конце концов от идеи пришлось отказаться.

Кроме того, О`Бэннон, который изначально весьма хорошо сработался с Скоттом (правда во время самих съемок он умудрился с ним разругаться), сумел показать ему свой сценарий и в конце концов смог убедить режиссера вернуться к идее инопланетного космического корабля. Тогда же к проекту присоединились хорошо знакомые О`Бэннону  со времена работы над “Дюной” художники Крис Фосс и Жан Жиро.


О`Бэннон и Крис Фосс.

Эволюция дизайнов инопланетного корабля


Дизайн Рона Кобба.



Дизайн Криса Фосса (два альтернативных варианта).

Дизайн  Жана Жиро.


И наконец, дизайн Гигера.

Эволюция дизайнов Ностромо


В начальном сценарии О`Бэннона корабль назывался Снарк. Дизайн Рона Кобба.


Еще один дизайн Кобба предполагал, что корабль будет вращаться, создавая на борту искуственную гравитацию


Дизайн Ронна Кобба и Криса Фосса


В какой-то момент корабль планировалось назвать Левиафан.


Ни один из этих дизайнов до конца не устраивал Ридли Скотта. В отчаянии, специалист по спецэффектам Брайан Джонсон собрал все работы и на их основе сделал вот такой вот рисунок.


Ридли Скотт лично перекрасил модель в серый цвет и добавил туда несколько деталей. Так на свет появился известный всем Ностромо.


Продолжение: Рождение "Чужого". Часть 3 - Д-34
Tags: США, ТВ, видео, интересное, история, кино, культура, фильм
Subscribe

  • Лапша на уши

    Литературная газета, 1940 год, напечатано во время операции Германии против союзников. Во Франции тогда действовал запрет компартии, выступавшей…

  • Маршак о неизбежном будущем

    Журнал "Мурзилка", 11-12, 1939 г. Товарищ Маршак, из своего времени, немного недопонимает. Теперь, когда войдут наши пехотинцы, все…

  • Банановирус

    После того, как тесты ПЦР стали показывать ковид у таких представителей животного мира, как козы, свиньи и норки, группа итальянский…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments