d_34 (d_34) wrote,
d_34
d_34

Categories:

Портреты первых Романовых допетровского периода

Начало подборки достоверных изображений правителей России допетровского периода здесь:
https://d-34.livejournal.com/167122.html
https://d-34.livejournal.com/170516.html
https://d-34.livejournal.com/174254.html
https://d-34.livejournal.com/181286.html

Портреты представителей династии Романовых, которая правила в России c 1613 года.

Федор Никитич Романов (1554-1633), двоюродный брат царя Федора Иоанновича, отец царя Михаила Федоровича, боярин, в 1600 году пострижен в монахи. Патриарх Московский и всея Руси с (фактически с 1619 года) под именем Филарета.

Известны 2 портрета патриарха Филарета:




Первый помещен в т.н. "Царском Титулярнике" или "Корне российских государей", богато иллюстрированной рукописи, созданной посольским приказом для царя Алексея Михайловича в 1672 году, как справочник по истории, дипломатии и геральдике и содержащий акварельные портреты русских государей (от Рюрика до Алексея Михайловича), московских патриархов и европейских монархов. Исследователи считают, что портреты "Титулярника" делались с имевшихся в те времена прижизненных изображений правителей России. Самый роскошный экземпляр "Титулярника" хранится в Центральном Государственном архиве древних актов.




Второй портрет, гравюра 1742 года мастера Штенглина, с неизвестного оригинала, достоверность которого вызывает большие сомнения.
Иоганн Штенглин, немецкий гравер, в 1741-1750 годах работавший в Петербурге, выполнявший заказы Академии Наук, в частности гравировавший портреты 18 российских государей с древних сохранившихся оригиналов.

Ксения Ивановна (ур. Шестова) (ум.1631 г.) супруга Федора Никитича Романова, мать царя Михаила Федоровича, в 1600 г. пострижена в монахини.




Единственный известный ее портрет - гравюра 1742 года мастера Иоганна Штенглина с неизвестного оригинала.


Михаил Федорович (1596-1645), сын Федора Никитича Романова и Ксении ивановны Шестовой, первый русский царь из дома Романовых, избран на царство Земским собором 1613 года, был женат дважды, - сначала на княжне Марии Владимировне Долгоруковой (ум.1625 г.), после ее смерти на Евдокии Лукьяновне Стрешневой (1608-1645).

Воспроизвожу наиболее достоверные из известных портретов этого царя:




Гравированный портрет, приложенный к книге известного ученого и путешественника Адама Олеария "Путешествие по России", впервые изданной в Шлезвиге в 1647 с приложением иллюстраций-гравюр. Известно, что Олеарий, в составе голштинского посольства, несколько раз бывал в России, (впервые в 1634 г.), был на приеме у царя и имел полную возможность срисовать портрет с натуры.
Вот, что он писал в Воспоминаниях, о создании иллюстраций к своей книге.
"Что касается вытравленных на меди рисунков этого издания, то не следует думать, что они, как это порою делается, взяты из других книг или рисунков на меди. Напротив, я сам нарисовал собственноручно большинство этих рисунков (некоторые же из них — наш бывший врач Г. Граман,
мой верный товарищ) с натуры. Потом они были приведены в законченный вид при помощи хорошего художника Августа Иона, много лет тому назад учившего меня в Лейпциге рисованию; при этом применялись модели, одетые в национальные костюмы, вывезенные мною сюда. Чтобы, однако, при
работе граверною иглою не потеряно было отчасти сходство, я в течение долгого времени держал трех граверов, не без больших расходов, у себя дома; они должны были по моим указаниям работать."
С этой гравюры из книги Олеария было сделано множество копий и живописных портретов царя Михаила Федоровича, иногда сильно отличающихся от оригинала.




Гравюра 1742 года мастера Иоганна Штенглина, по описанию сделана по заказу Академии наук "со старого русского оригинала" (однако очень похожа на тип Олеария).



Гравюра И.Сарториуса 1719 г. с неизвестного оригинала. Приложен к голландскому изданию "путешествий" Олеария.



Портрет из уже упомянутого выше "Царского Титулярника" или "Корня Росийских государей", изготовленного в 1672 году (через 27 лет после его смерти).Центральный Государственный архив древних актов. Наряду с гравюрой Олеария может считаться наиболее достоверным портретом царя.



Фреска церкви Ильи Пророка в Ярославле. XVII век.



Фрагмент фрески храма Преображения господня в Новоспасском монастыре в Москве. XVII век.



Конный портрет,(парный) приобретенный Государственным историческим музеем в 1895 г. Конец XVII века. История создания неизвестна.



Фрагмент парсуны - "Спас Нерукотворный с предстоящими царями Михаилом Федоровичем и Алексеем Михайловичем". Федор Зубов. Москва. Оружейная палата. 1678 г. Парсуна была написана для Архангельского собора Московского Кремля - великокняжеской и царской усыпальницы. Предназначалась для одного из столбов собора, возле которого находились погребения первых двух российских царей из династии Романовых, Михаила Федоровича и Алексея Михайловича.



Портрет неизвестного происхождения, находившийся в начале XX века в Палатах царя Михаила Федоровича в Ипатьевском монастыре (Кострома). Фотография из журнала "Нива" 1913 год.

Остальные известные мне портреты, либо фантастичны , либо созданы на основании вышеперечисленных изображений.

Достоверных изображений жен царя Михаила Федоровича не сохранилось.
При написании поста я пользовался фундаментальными трудами Д.А. Ровинского "Подробный словарь русских гравированных портретов" т.1-4 и "Материалы для русской иконографии" т.1-12.


https://baronet65.livejournal.com/30022.html
Tags: Россия, династия Романовых, история, люди, портреты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments