d_34 (d_34) wrote,
d_34
d_34

Categories:

Иконы и фальшивки, или как большевики распродавали культурное наследие нации

Оригинал взят у lp_beria в Иконы и фальшивки, или как большевики распродавали культурное наследие нации


Со времени появления в Америке в конце 1930-х гг. коллекция Джорджа Ханна имеет прочную репутацию собрания истинных шедевров русской иконописи. За прошедшие 45 лет она была экспонирована на 20 выставках, опубликована более чем в 40 изданиях и, наконец, продана на аукционе Кристи за 2,5 млн долларов. Однако, несмотря на необычный престиж, странные особенности объектов этой коллекции позволяют задать ряд вопросов, которые не только никогда не были объяснены, но и не были поставлены. 1.Почему многие уникумы из Питтсбурга являются точными копиями известных икон из Государственной Третьяковской галереи в Москве? 2.Почему эти средневековые иконы имеют такой свежий и чистый вид и поэтому резко отличаются от средневековых памятников любой культуры любой страны? 3.Почему краски на большинстве икон идентичны, несмотря на то, что они якобы происходят из различных местностей, относятся к разным художественным школам и разным историческим периодам?...

Репродукции древнерусских икон из уникального собрания Ханна были воспроизведены более чем в 50 альбомах. Около 40 раз принадлежавшие промышленнику иконы экспонировались на различных выставках, неизменно вызывая восторг публики. Им были посвящены сотни газетных и журнальных публикаций во многих странах Северной Америки и Европы. Уникальность русских досок отмечал германский Музей русской иконы в Реклинхаузене. Он организовал массовый выпуск календарей и открыток с изображением икон из коллекции Ханна. А известная писательница-искусствовед из Великобритании Тамара Тальбот-Райс, взяв за основу коллекцию миллионера, выпустила книги "Русская икона" и "История русского искусства".



ПРЕЛЮДИЯ СЕНСАЦИИ

Джордж Ханн умер, и его наследники решили продать ненужные им иконы. К 1980 году, когда коллекция была уже выставлена на торги, она имела репутацию крупнейшего собрания русских икон за пределами России, а её уникальность признана мировыми авторитетами. Именно в это время и вышел на сцену русский эмигрант, специалист по древнерусской иконописи Владимир Тетерятников. Его пригласили коллекционеры-бизнесмены, чтобы проконсультироваться, на каких иконах можно хорошо заработать. Получив заказ, Тетерятников обратился в фирму "Кристи" с просьбой осмотреть иконы до продажи. Разрешение было получено. Тетерятников с волнением и трепетом вошёл в небольшую комнату, где хранилась знаменитая коллекция Ханна. И... вот его слова: "Сразу передо мной возник огромный Деисус, состоящий из семи панелей, высотой около двух метров каждая. К своему искреннему удивлению, я мгновенно узнал этот "шедевр", ибо точно такой же я длительное время изучал в Третьяковской галерее в Москве. Я даже вспомнил, на какой стене и в какой комнате он висел и висит, кажется, последние 50 лет. Поразили неестественная свежесть красок, идеальность сохранности и нарочитая реставрация деревянной доски.

Другая икона привлекла моё внимание "идеальным новгородизмом XV века" Однако, перевернув икону, я рассмеялся: древний шедевр был нарисован на передней стенке ящика от комода, не существовавшего в Древней Руси. Идентичная краска располагалась не только на гладкой части доски, но и на грунте, закрывающем дырку от старой замочной скважины". Удивившись "странностям" знаменитой коллекции, Тетерятников не предполагал ещё, что стоит на пороге скандальной мировой сенсации. Его мысли были заняты только одним: где же те самые иконы, которые он смог бы порекомендовать клиентам, чтобы они сделали свой бизнес? Увы, из сотни досок таковых не оказалось ни одной... Сплошные подделки! После недолгих раздумий специалист посоветовал заказчикам воздержаться от покупок икон из коллекции Ханна.

СУД ДА ДЕЛО

Аукцион по продаже коллекции икон Ханна прошёл блестяще: за них было выручено 2 млн долларов. Газеты даже назвали эти торги "событием века".

Обескураженный Тетерятников, уверенный в том, что все до единой доски являются фальшивками, сел писать об этом книгу. Через 2 недели после того, как он разослал по музеям анонс готовящегося к выходу издания с разоблачениями, ему пришло от фирмы "Кристи" письмо с уведомлением о вызове в суд.

Искусствоведа обвиняли в клевете.

История сразу же стала известна в университетских кругах и музеях. Были проинформированы все эксперты и потенциальные покупатели. Вследствие недоверия к выводам Тетерятникова, активно подогревавшегося фирмой "Кристи", его перестали приглашать в гости, прекратились телефонные звонки от коллег, друзей и знакомых.
Единственное, от кого не было прохода, так это от адвокатов "Кристи".

Судебный процесс длился почти 6 месяцев. Всё это время Владимир Михайлович Тетерятников писал книгу под названием "Иконы и фальшивки", в которой убедительно разъяснял, что так называемые шедевры коллекции Ханна - всего лишь копии с известных икон, хранящихся в Третьяковской галерее. Знаменитые эксперты с мировыми именами опровергали его выводы, поскольку не хотели терять свой авторитет, а попавший в переделку искусствовед обвинял фирму "Кристи" в продаже заведомо фальшивых лотов.

Ровно через год после знаменитого "аукциона века" судья Поллак из города Нью-Йорка сделал официальное заявление: "Дело 6678 - гражданский иск фирмы "Кристи" против Владимира Тетерятникова прекращён. Обе стороны полностью отказываются от своих обвинений и материальных претензий". Фирма "Кристи" сдалась под тяжестью неопровержимых доказательств русского эксперта. Более того, она передала ему право копировать фото из своего каталога и разрешила использовать слайды и любой другой материал, необходимый для книги.

ЦИНИКИ И ЦЕННИКИ

Владимир Тетерятников потратил 60 тыс. долларов на адвокатов; фирма "Кристи" понесла более значительные убытки. Некоторые покупатели фальшивых икон потребовали вернуть им обратно деньги. Другие, сделавшие предварительные заявки на покупки, отказались от них. Миф о шедеврах Джорджа Ханна лопнул. Истина восторжествовала. Но остался вопрос: как же всё-таки фальшивые иконы попали в его коллекцию, если они совершено официально продавались через Торгсины?

Вот что рассказал сам автор сенсации: "Мои подозрения насчёт подлинности икон усилились после того, как я увидел счета Торгсина. "Шедевры" Ханн скупал по 50-100 долларов за икону. И тот же Торгсин тогда же продавал на мировых аукционах рядовые иконки малого размера XVIII-XIX веков, запрашивая по 500-1000 долларов. Значит, для советских торговцев никакой загадки собрание не представляло. Те, кто продавал иконы, знали их истинную цену".

Кто же был инициатором этой мистификации? Несомненно, советское правительство возложило задачу делать списки с икон на Центральные реставрационные мастерские, которыми руководил русский и советский художник, искусствовед и музейный деятель Игорь Эммануилович Грабарь. Владимир Тетерятников, которого трудно заподозрить в симпатиях к Советам, конечно, мог предполагать, что новые хозяева страны не погнушались бы продавать и подлинные иконы за рубеж. Но, увидев "коллекцию" Ханна, понял, что советское правительство торговало честно: продавало копии за копейки.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

У фальсификаторов иногда случались проколы. В Москве был такой случай. Около магазинов Силиных на Никольской, торгующих иконами, бродил, выжидая выгодных покупателей, известный богомаз Мосолов. Товара он при себе не имел, только узнавал и записывал адреса, обещая принести требуемую икону на квартиру.

Мосолов состоял агентом нескольких крупных артелей по производству подделок. К нему обратился некий московский купец, вознамерившийся собрать иконы только с "мощевиками", то есть с врезанными в дерево застеклёнными мощами святых угодников. Через некоторое время агент снабдил его целым собранием хорошо сделанных фальшивок. Благодаря новому знакомому купец получил в свою коллекцию лики с мощами почти всех святых. Но тут на него вышли конкуренты Мосолова, которые принялись уверять собирателя в том, что он стал жертвой обмана. Чтобы покупатель удостоверился в правоте их слов, они порекомендовали ему заказать у Мосолова образ Ильи-пророка, по библейскому преданию, взятого живым на небо. Коллекционер так и сделал, потребовав от постоянного поставщика нетленные останки святого Ильи.

Через неделю Мосолов принёс ему не только лик святого, но и запаянный металлический футляр, на котором было выгравировано, что в нём находится чудом сохранившийся волосок с бороды пророка...

Как видим, школа по производству поддельных икон в России существовала уже давно, и нет ничего удивительного в том, что в эпоху индустриализации падким до наживы иностранцам в больших количествах продавали фальшивки.

Кстати

Известный общественный деятель и коллекционер Арманд Хаммер также оказался в числе обманутых простаков. Только он попался не на иконах, а на картинах. Однажды он наведался в Пушкинский музей с намерением купить картину Рембрандта. В то время там работал художник-реставратор Василий Яковлев. "Тебе нужен Рембрандт? Ну что ж, завтра заходи..." - сказал он Хаммеру.

Получив заказанное полотно, коллекционер нарадоваться не мог на покупку. Но поскольку в США его давно подозревали в том, что он привозит из России подделки, Хаммер решил как следует проверить свое приобретение. Поместив картину под рентгеновские лучи, он к своему ужасу под верхним слоем краски прочитал русское непечатное слово из трёх букв. Хаммер был разъярён, однако решил: не пропадать же добру! И поддельный Рембрандт был продан как подлинный...

Английский вариант книги "Иконы и фальшивки" на правах рукописи вышел в 1981 году (вероятно экземпляров 20-30), русский вариант 2009 года тираж 500 экз.

По материалам сайта supernovum.ru и сети Интернет. Подвержено пролетарской цензуре


Tags: СССР, Сталин, искусство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments