d_34 (d_34) wrote,
d_34
d_34

Categories:

Портреты Рюриковичей XVI - начала XVII веков

Заключительный пост о портретах Рюриковичей. Начало и продолжение тут:
http://baronet65.livejournal.com/2993.html
http://baronet65.livejournal.com/21445.html

Рассматриваемый временной период – от начала правления Ивана Грозного (1533 г. ) до окончательного пресечения династии (1610 г.)

Несмотря на то, что царь Иван Грозный - один самых известных правителей России, его портретов сохранилось очень мало. Постараюсь привести все известные мне изображения этого царя, которые можно считать наиболее достоверными. Я не учитывал миниатюры и рисунки в различных летописях, которые лишены индивидуальности и портретного сходства.



1. Иван IV Васильевич «Грозный» (1530-1584), Великий князь Московский и всея Руси (1533-1584), а с 1547 года первый Царь Всея Руси.

Первый портрет – раскрашенная гравюра, изданная в 1563 году в Нюрнберге гравером Гансом Вейгелем. Автор никогда не был в России, и чем руководствовался при создании этого портрета – неизвестно.

Второй портрет - немецкая гравюра на дереве, «летучий листок» времен Ливонской войны, находится в Венской публичной библиотеке. Достоверность ее так же под сомнением.

Третий портрет - парсуна конца XVI – начала XVII века, писанная неизвестным русским художником, сейчас находится в Национальном музее Дании в Копенгагене, и считается наиболее достоверным изображением царя.

Четвертый портрет - миниатюра из «Царского Титулярника», называемого еще «Корнем Российских Государей» — созданной в 1672 году рукописи, иллюстрированной портретами русских и иностранных монархов и гербами русских земель.
Считается, что автор миниатюр «Корня...» пользовался не дошедшими до нашего времени изображениями русских государей.







2. Федор Иоаннович (1557-1598), Царь и Великий князь Всея Руси (1584-1598).

Первый портрет - надгробная парсуна конца XVI – начала XVII века, писанная неизвестным русским художником и находившаяся до конца XIX столетия в Архангельском соборе Московского Кремля, а сейчас в Государственном историческом музее.

Второй портрет – гравюра Франко, ученика знаменитого Агостино Каррачи, сделанная в самом конце XVI века. История ее создания неизвестна, однако она может считаться достоверной, так как царь похож на свои изображения (хотя при этом имеет странный головной убор).

Третий портрет – миниатюра из «Царского Титулярника», называемого еще «Корнем Российских Государей» 1672 г.

Четвертый портрет - прорисовка с литой конной фигуры, изображенной на кремлевской «Царь-Пушке», отлитой в 1586г. придворным литейщиком Андреем Чоховым на московском Пушечном дворе.





3. Мария Владимировна (ок. 1560 – 1597 или 1614), княжна Старицкая , дочь двоюродного брата царя Ивана Грозного – князя Владимира Андреевича Старицкого и супруга Магнуса (1540-1583), датского принца и короля Ливонии.
Портрет работы неизвестного художника XVI века, находится во дворце Росенборг в Копенгагене.





4. Василий IV Иванович Шуйский (1552-1612), Царь и Великий Князь Всея Руси (1606-1610).

Единственный известный его портрет - миниатюра из «Царского Титулярника», называемого еще «Корнем Российских Государей» 1672 г.





5. Михаил Васильевич Скопин-Шуйский (1586-1610), князь, родственник царя Василия Шуйского, знаменитый полководец времен "Смутного времени".

Портрет - надгробная парсуна начала XVII века, писанная неизвестным русским художником и находившаяся до конца XIX столетия в Архангельском соборе Московского Кремля, а сейчас в Государственном историческом музее.


https://baronet65.livejournal.com/21754.html
Tags: Россия, история, картины, люди, монархия, портреты
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments